Интернет-шопинг – дело выгодное. Причем обеим сторонам: покупатели экономят время и деньги, получают доступ к более обширному выбору товаров, а магазины существенно экономят на аренде или покупке торговых и складских площадей, содержании штата кассиров, менеджеров, продавцов-консультантов. При этом часть сэкономленных средств отражается на снижении цен на товары. Торговать при этом можно круглосуточно. Но, для того чтобы покупки в Интернете для вас не стали разочарованием, нужно обратить внимание на некоторые особенности такого вида шопинга.
Верю - не верю?
Для начала есть смысл обратиться к друзьям или знакомым, кто уже воспользовался услугами онлайн-покупок. Даже короткий рассказ позволит вам быть готовым к возможным особенностям покупки в указанном рассказчиком магазине.
Также для поиска необходимого товара можно обратиться к поисковой системам. Ответом на ваш запрос станут, как правило, десятки или даже сотни предложений. Кому же отдать предпочтение? Самые дорогие варианты сразу отбрасываются - не затем мы пришли в интернет, чтоб покупать по ценам обычного магазина, находящегося через дорогу! Самые дешевые также должны вызвать здоровое недоверие. А к середнякам стоит присмотреться: именно с ними у вас могут сложиться нормальные отношения.
Чем же так плохи демпинговые цены? Иногда ничем, но порой с ними могут быть связаны подвохи. Один из самых распространенных – отсутствие сертификации, свидетельство того, что товар был произведен для других рынков, мог быть нелегально ввезен на территорию страны и поэтому не адаптирован к нашим условиям эксплуатации или вообще является подделкой. Случись какая поломка, и с гарантийным обслуживанием в дальнейшем могут возникнуть проблемы. К нередким отсылкам продавцов на какой-то полумифический «евротест» следует отнестись осторожно. Скажем, наличие маркировки CE (Conformite Europeen – европейское соответствие) говорит лишь о том, что товар соответствует европейским требованиям безопасности, охраны здоровья и защиты окружающей среды.
С чем сравнить?
Бывает полезно, прежде чем заказывать что-либо в Интернете, увидеть товар живьем в обычном магазине, тщательно осмотреть его со всех сторон и даже обмерить. Можно также сравнить описания товара в разных интернет-магазинах или на сайте производителя. Они не должны отличаться по ключевым параметрам.
Отзывы
Следующим шагом должно стать более подробное изучение выбранного магазина. Для начала нужно посмотреть его электронное «досье»: покупательские отзывы, оценки и рейтинги. Разумеется, не всем мнениям наших граждан стоит безоговорочно доверять, однако, если негатив перевешивает, лучше поискать другого продавца.
К слову заметить, в последнее время участились случаи проплаченой "накрутки" как положительных отзывов, так и "следы" нечестной конкурентной борьбы между продавцами, когда у интернет-магазина много коротких анонимных негативных отзывов. Как правило, отзывы, написанные реальными покупателями, содержат сведения о виде покупки, датах и времени заказа/оплаты, информацию о содержании переписки или беседы с менеджерами. На такие отзывы часто там же публикуются ответы представителей магазина.
Если вы определились с товаром, стоит почитать отзывы именно по нему - можно получить информацию об эксплуатационных особенностях товара от покупателей, которые уже приобрели данный товар.
Контрольный звонок.
Не поленитесь и сделайте звонок на номер, указанный в контактных данных продавца. Поводом может быть любое ваше сомнение по товару - уточните его наличие, переспросите неизвестный параметр желаемой покупки, уточните сроки доставки в ваш регион с учетом предстоящих праздников и т.п.
Бонусы.
Если желаемая покупка присуствует в нескольких интернет-магазинах по одинаковой цене, тогда решающую роль в выборе продавца могут сыграть бонусы. Бонусами могут быть :
- скидки постоянные (накопительные) или акционные
- наличие небольшого по стоимости подарка
- использование промо-кодов на скидку
- малое время или сниженная стоимость доставки
- разнообразие вариантов оплаты
- или даже такая мелочь, как смс-подтвержение на ваш телефон фактов заказа, оплаты, отправки или прибытия товара на склад отгрузки в вашем городе.
Доставка или как получить покупку?
Условия доставки могут сказаться не только на итоговой цене заказа товара, но и на ваших нервах. Все пункты этого раздела на сайте магазина нужно прочитать внимательно, ведь в некоторых случаях бывает предусмотрена немалая плата за срочность, подъем на этаж, сборку и т.д. Прибавка к начальной стоимости товара при покупке безделицы или дорогой вещи воспринимается по-разному, поэтому иногда разумнее не тратить деньги на курьера, не сидеть часами в его ожидании, а забрать свой товар со склада выдачи в вашем городе в удобное вам время самостоятельно. При этом вы можете проверить товар сразу при представителе магазина и, в случае брака или существенного несоответствия характеристик заявленным на сайте продавца, отказаться от получения и оплаты. Если в вашем городе нет пункта выдачи выбраного интернет-магазина, подберите вариант доставки известными курьерскими службами - Нова Пошта, Интайм или другими, которые имеют филиалы в вашем месте проживания.
Всегда учитывайте, что в предпраздничные дни и при резком изменении погодных условий сроки доставки заказа могут увеличиться в разы.
Оплата
Оплата картами сразу за покупку пока что не распространена на Украине. По статистическим данным только 10% покупателей готовы "засветить" свою карту у продавца, т.е. расчитаться картой через интернет.
Процент оплаты товаров электронными деньгами или по безналичному расчету и того ниже, т.к. зачастую базовая стоимость номинируется в долларах и курс для таких оплат существенно выше, чем для оплаты наличными.
Расплачиваться наличными с курьером или менеджером в пункте выдачи и расписываться на документах нужно после того, как все будет в целости доставлено и проверено на комплектность и работоспособность. В противном случае доказать обоснованность своих претензий непросто.
Ремонт и возврат
На покупки в интернет распространяется "закон о защите прав потребителей", а значит и право на возврат товара в течение 14 дней. Перед покупкой обязательно уточняйте условия и места сервисного обслуживания и ремонта сложных технических устройств.
Постскриптум
Правилом хорошего тона и закрепления отношений интернет-магазина с покупателем считается звонок от менеджера с вопросами покупателю : Всё ли его устроило? Доволен ли он покупкой, условиями оплаты и сроками доставки и т.д.
Правилом для покупателя должно стать оставлять отзыв, если не о магазине в целом, то хотя бы о самой покупке на страничке купленого товара в магазине с описанием, что понравилось в процессе пользования, а что нет, есть ли несоответствия между описанием и реальными потребительскими свойствами товара.
Надеюсь после прочтения статьи вы сможете сделать интернет-шоппинг приятным, выгодным и безопасным для себя занятием. Покупайте с умом.