Замечательная вещь для ребенка - компьютер, тем более, когда родители заняты своими делами. Дите сидит за монитором дома, никого не отвлекает, что-то мышкой щелкает, не шляется по подъездам в сомнительных компаниях. Безусловно, малоподвижное сидение не приносит пользы его здоровью, но это же менее опасно, чем влияние улицы!?
А чем же занят ребенок всё это время? Как правило, причины непрерывного пребывания ребенка у компьютера - компьютерные игры, общение в социальных сетях и Интернет как таковой. Родители, которые считают эти увлечения безопасными, либо искренне заблуждаются, либо сознательно открещиваются от обязанностей заботы и внимания в угоду своим «более важным» делам.
Психологи всё чаще поднимают вопрос о росте количества детей, имеющих в той или иной степени расстройство здоровья, прежде всего психики – компьютерной зависимости детей. Ею называют болезненное состояние, связанное с нарушением психологических и поведенческих функций.
По большому счету компьютерной зависимостью страдают и дети и взрослые. Но если взрослые – люди самостоятельные и должны иметь волю к контролю своего пребывания за компьютером, то за здоровье детей полностью отвечают их родители.
Черта между увлечением и зависимостью достаточно зыбка и критерием разграничения должен стать самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам заранее оговоренное с ним время, выключает ПК и принимается за другие дела – можно не волноваться. Это значит, что дите воспринимает свой компьютер или гаджет инструментом для учебы и досуга, и не более.
Но если ребенок забывает об учебе, спорте и других занятиях, а попытки отвлечь его и занять чем-то другим вызывают скандалы и раздражительность - это первый сигнал об опасности.
Что же делать родителям в такой ситуации? Первое что приходит в голову – запретить даже близко подходить к компьютеру или планшету. Но за таким решением последует настоящая депрессия, ребенок может полностью закрыться в себе, тайно или назло будет искать возможность добраться к "отнятому электронному счастью", начнутся попытки демонстративно забросить всё, к чему призывают родители.
Жесткие запреты, ссоры и нравоучения не станут эффективными методами воспитания, хотя часто именно они применяются большинством родителей. Суть в том, что ребенок еще не понимает, какая опасность его подстерегает из-за чрезмерности увлечения. Для него такие запреты – это лишение уже привычного удовольствия, а источник запрета - родители – зло, с которым надо бороться, или, по меньшей мере, обходить стороной.
Способы борьбы с компьютерной и интернет-зависимостью у детей
Вряд ли можно найти и предложить один 100% эффективный способ спасения детей от компьютерной зависимости. Прежде всего, стоит поговорить с любимым чадом о своих чувствах и тревоге. В какой-то мере опасение родителей, людей, которым ребенок доверяет, послужат сдерживающим фактором.
Но одного разговора мало. Нужно обязательно предложить взамен другое увлечение, заполнить время ребенка интересными для него занятиями, иначе рано или поздно все вернется на прежнее место. Подумайте, что интересует сына или дочь? Предложите им занятия в спортивной секции или кружке, займите свободное время совместными прогулками, походами в кино, (зоо)парк, чаще общайтесь с ребенком по любому поводу. Покажите и докажите, что с любым вопросом, возникающим у подростающего чада вы можете быстрее и лучше справиться, чем поисковики или социальные сети.
Бороться с зависимостью трудно, а потому легче не допустить ее появления. Чтобы ребенок не превратился в компьютерного "гоблина", его занятия с компьютером должны изначально контролироваться родителями.
Держите гаджеты и компьютеры под своим контролем : ребенок должен получать доступ к ним только по согласованию с вами, и выключать или класть назад планшет, смартфон по окончании оговоренного времени для игр.
По возможности перенесите компьютер из детской комнаты в помещение, где часто находятся взрослые, чтобы можно было ненавязчиво отслеживать, как использует его ребенок.
Открыто интересуйтесь, чем именно занят ребенок, «отвлекайте» ему вопросами, пусть объясняет несведущим взрослым, что и для чего он делает, как и почему происходит в компьютере то, чем он занимается.
Следите, чтобы ребенок не «заигрывался» в одну игру, сами контролируйте время, проведенное за компьютером в целом, а смена одного устройства на другое, как смена вида занятий, недопустима.
Добивайтесь, чтобы общение со сверстниками происходило между ними лично, а не только через соцсети.
Если же для вас сложно уделить достаточное время для совместного времепрепровождения и контроля компьютерных увлечений ребенка, то есть смысл проверить, а правильно ли вообще организованы взаимоотношения с детьми. Малыши и подрости в силу своего развития имеют потребность в общении и игровом обучении. Поэтому там, где родители уделяют детям недостаточно своего внимания, дети "уходят" в виртуальный мир, где, как им кажется, к ним больше проявляют внимания и любви. А чему их научит электронное устройство - хорошему или плохому - мы можем узнать достаточно поздно.